Проект «Современная драматургия – подросткам»
С 26 марта по 1 апреля 2018 года
Театр «Глобус»
О проекте
В проекте «Современная драматургия – подросткам» были представлены семь пьес, вошедших в лонг- и шорт-листы конкурса «Ремарка-2017» в номинации «Маленькая Ремарка». Каждый день актеры театра «Глобус» читали по одной пьесе, посвященной определенной теме: подростковая интернет-зависимость, влияние экологии на развитие детей, отношения подростков с родителями, любовь в школе, интеграция в школу детей с физическими особенностями, мистика и реальность, война в жизни ребенка. После прочтения каждой пьесы специально приглашенные ребята 11-16 лет высказывали свое мнение об услышанном. С целью формирования такой фокус-группы слушателей-подростков мы в течение нескольких месяцев общались со школами Новосибирска. В результате был набран наш своеобразный «театральный класс».
Почему мы решили это сделать?
Мы – молодежный театр и всегда стремимся присутствовать в жизни детей и подростков и говорить с ними о важных вещах. Чаще всего в последние десятилетия для этого выбирались классические произведения. И сегодня целое поколение юных зрителей даже не догадывается, что театр может быть местом, где с ними будут говорить о насущных проблемах современным языком.

Благодаря номинации «Маленькая Ремарка», впервые учрежденной в конкурсе новой драматургии «Ремарка» в 2017 году, стало очевидно, что сегодня появилось новое поколение авторов, пишущих для подростков. Они не только говорят на актуальные темы, но и предлагают новую форму драматургии, новый язык. Мы решили запустить процесс, в результате которого тексты современных драматургов дойдут до их адресатов наискорейшим образом и пройдут тестирование на актуальность.

У наших юных участников была особая миссия – дать старт новейшей современной драматургии для подростков для воплощения в Новосибирске. По окончании недельного марафона знакомств с пьесами ребята выбрали те, что показались им наиболее близкими, интересными и важными. Именно эти тексты войдут в лабораторию, которая запланирована на осень 2018 года. Текст пьесы будет переформатирован режиссерами в театральный эскиз и ребятам предстоит оценить его преображение.

Каждый новый день марафона начинался с вводной беседы. Модераторы старались узнать о своем «театральном классе» как можно больше: часто ли ребята ходят в театр, для чего им это нужно, какие у них требования к спектаклю, на чем держится их внимание. К каждой пьесе составлялись проблемные вопросы, ответы на которые модераторы и школьники искали после ее прочтения совместно. Поиски были увлекательными, беседы объемными. Ребята с помощью модераторов формулировали свои мысли по поводу системы персонажей, типов конфликта, проблем, поставленных драматургами. Мы хотим познакомить вас с фрагментами обсуждений.
На старт!
Представьте себя подростком. Захотелось бы вам провести все каникулы в театре? Шансы невелики. До последнего мы не были уверены, все ли ребята придут в первый день, все ли останутся с нами до конца. Из 32 человек до финала дошли не все, но дошли они настоящими экспертами!

В поисках ребят мы обращались в школы города, к участникам различных детских проектов «Глобуса», а также объявляли регистрацию в социальных сетях. Кого-то привели учителя, кого-то родители, кого-то – друзья. Наш «театральный класс» получился очень разным. Но всех объединил театр.
День 1.
Кого я нашел в соцсети
Автор: Игорь Витренко
История о том, как воображаемый друг может испортить вполне реальную жизнь
Первый день и первая читка стали очень волнующими для всех. Как будут реагировать дети? Понравится ли им? Будут ли они активно участвовать в обсуждении? Как оказалось, мы совершенно зря переживали. Пьеса вызвала большой отклик у детей. Среди достоинств пьесы они называли динамичность сюжета, реалистичность ситуаций, современность взаимоотношений в семье, возможность получить новый опыт, как со знаком плюс, так и со знаком минус. Пришедшим на первый день проекта родителям и учителям тоже было что добавить. Они отметили, что пьеса может быть интересна семейной аудитории, и может помочь родителям в общении с детьми.

Юные эксперты обратили внимание на язык пьесы. Как ни странно, они отметили его несовременное звучание. Выяснилось, что многие слова подросткового сленга за несколько лет утратили актуальность, и их присутствие в речи персонажей выдает возраст драматургического материала.
Модератор:
– На чем строился ваш интерес?

Оля:
– Мы услышали что-то новое, необычное.

Ева:
– Внимание удерживало то, что постоянно что-то происходило, перескакивали с одной темы на другую. Не давали заскучать.

Модератор:
– Получается, в пьесе есть интрига, за развитием которой вам любопытно наблюдать.

Александр:
– Для меня театр – старое искусство, оно придумано не в современном мире. Соответственно, на сцене должно показываться то, что переносит во времена, когда нас еще не было. События, которые происходят сейчас, мы можем видеть на улицах, в тех же соцсетях, это не отдалено от меня. А на сцене должно показываться то, чего сейчас нет, но о чем бы мы хотели узнать.

Модератор:
– На ваш взгляд, эта пьеса несценична. Интереснее классика. А можете сказать, что эта пьеса о вас?

Алиса:
– В пьесе можно узнать себя в некоторых моментах. Особенно в отношениях с родителями. Для меня это очень интересно, потому что я с соцсетями вообще не знакома. Пьеса может быть воспитательной, чтобы дети в социальныхсетях долго не сидели.

Модератор:
– Пьеса дала тебе новый опыт. И выясняется, что этот опыт может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус».
Михаил:
– В тексте много трендов, которые сейчас популярны. Айфоны, соцсети. Мы смогли посмотреть со стороны на определенные ситуации, посмеяться.

Модератор:
– В пьесе вы обнаружили юмор, узнаваемость ситуаций. А смогла ли бы эта пьеса собирать полные залы, удерживать внимание зрителей?

Папа:
– На такие спектакли родители бы детей своих водили. Потому что соцсети настолько мозг современного молодого человека загубили. Дети сутками сидят в телефонах, отрываются от реальности – спорта, прогулок, пробежек. Я считаю, что нужно больше лазать по крышам, рвать штаны об забор, чего сейчас нет. Очень удачный момент, что герой пьесы Славик все-таки купил себе боксерский мешок. Его заинтересовали не только соцсети, но и то, что надо быть физически развитым.

Модератор:
– Выходит, этот спектакль может быть помощником родителей.

Анфиса:
– Я послушала и мне как-то перехотелось сидеть все время в телефоне.

Ксения:
– В пьесе все очень реалистично. Это хорошо.

Ольга:
– Я выступаю с позиции взрослого человека. Согласна с мнением Александра, которому показалось, что пьеса в качестве спектакля будет не столь интересна, как в формате книги. Она текстовая, в ней мало действия. Интрига мне показалась очень слабой. С точки зрения учителя русского языка, я бы ее показывала, как веяние времени. Но есть ли смысл выносить на театральную сцену некоторые фразы, конструкции? Я исповедую принцип, что можно сказать об этом же, но как-то интереснее, ярче. Язык, который несут со сцены, должен быть выразительным.

Александр:
– Правильно! Люди приходят в театр, чтобы послушать красивый текст, красивые слова, мелодику речи.

Модератор:
– Как вам кажется, о чем эта история?

Реплики из зала:
– Эта пьеса об одиночестве. Мама, папа – это, конечно, хорошо. Но друзей-то нет. Основная проблема виртуально зависимых, что нет друзей реальных, настоящих рядом.

– Заметьте, большинство подростков одиноки.

Автор говорит с нами об опасности в интернете, зависимости от гаджетов.

– Пьеса ведь не только об интернет-зависимости и одиночестве подростка, но и о родителях, которые не могут что-то совместное со своим ребенком найти.

– Самое главное, что герой в итоге спасается.
День 2.
Фото топлесс
Автор: Наталья Блок
Цена ошибки в современном мире может быть очень велика
Во второй день наш эксперимент переместился на малую сцену театра «Глобус». И волнения первого дня сменились тревогой – выбор пьесы казался нам очень смелым, и мы могли предположить все что угодно в реакциях подростков на чтение. Но их спокойствия и рационализма в ответах мы уж никак не ожидали! Жаль, что родителей и учителей в этот день не было – возможно они увидели бы своих детей с неизвестной стороны. Реплики наших юных экспертов стали более содержательными. Было очевидно, что тема знакома и близка.
Модератор:
– Как вам кажется, это какое-то новое произведение?

Александр:
– Физически очень новое: создано сравнительно недавно. Но пьесу же писал взрослый. О времени, которое сейчас, должен писать человек нашего возраста, который глядит на происходящее со стороны, на себя в том числе. Возможно, автор смотрит на своих детей, внуков… Но это не совсем то, как мы это видим.

Модератор:
– У всех возникло ощущение, что пьеса абсолютно не про вас?

Девочка:
– Когда пишутся пьесы от лица подростков, всегда чувствуется, что пишет взрослый человек. Отношения подростков – немножко другие.

Александр:
– Героям по 15 лет, у нас в этом возрасте уже другие цели, ценности. Мы смотрим не на «сиськи», а на профессию, на взрослую жизнь уже настраиваемся. Было бы интересно видеть такую пьесу, которая бы показывала, какие дети именно сейчас. Начальная школа – они намного сентиментальнее, вот они разговаривают, как эти персонажи. Сейчас дети 15–16 лет умны не по годам и общаются по-взрослому.
Полина:
– Допускаю, что есть такие подростки. Вот мы учимся не в обычной школе, а в лицее, у нас дети так себя не ведут. Возможно, в других школах – такие взаимоотношения, просто мы о них не знаем. Возрастная категория детей, собравшихся здесь, – от 11 лет. Им вот эта тема, из-за особенностей развития, близка. Возникает вопрос: что же будет дальше? Возможно, потому что запретная для них тема рассматривается сегодня настолько свободно. В 15 лет здесь никаких открытий не происходит.

Тимофей
:
– У нас в старшей параллели два года назад была практически такая же ситуация, как в пьесе. И общение было точно такое же. Подросткам – по 14 лет.

Модератор:
– Начнем с поступка, который закручивает весь сюжет. Герой пьесы Саша отсылает фото обнаженной груди Киры в интернет, причем от лица Артема. А тот, в свою очередь, не удаляет фото, ставит «лайки». Почему персонажи поступают именно так?

Дмитрий:
– Саша поступил так, потому что было нечего делать или просто ради прикола, веселья. Почему нет? Артем, так как это сделал не он, не думал, что это серьезная проблема. Через некоторое время осознал ее масштаб и начал страдать. А до той поры не чувствовал свою ответственность.

Девочка:
– Если Саша зашлет в интернет фото с чужого аккаунта, это будут не его проблемы, для всех он будет не виноват. Для окружающих виноват Артем.
Александр:
– В силу того, что Саша неопытный, он не понимает, какую боль может причинить девочке, не понимает, насколько это может «разлететься», особенно – в таком кругу. Люди не думают, что подобный поступок может создать проблему. Узнав Сашу по ходу чтения пьесы, можно сказать, что он не просто действует, не просто вмешивается в жизнь Киры, но еще и управляет Артемом.

Алиса К.:

– Когда Саша упрекает Артема, что тот так же смеялся и ставил «лайки» фотографии Киры, он сам себя оправдывает.

Модератор:
– Где возникает момент, когда все изменилось?

Алиса Р.:
– Сначала все обвиняли именно Киру, что она скинула свою фотографию топлес. Мальчиков никто не винил, что они начали фото распространять. А когда Кира сказала, что умерла, все сразу резко поняли свою неправоту и стали винить тех, кто распространял. Когда подружки стали постить свои фотографии в поддержку Киры, хотели, чтобы все переключились на них. Вызвали огонь на себя. Поставили всех в равную ситуацию.

Дмитрий:
– Человеческая натура заставляет обвинять других людей в каких-либо событиях. Сначала говорили: Кира плохая, давайте над ней посмеемся. Потом увидели, до чего довел ее Артем, давайте будем гнобить его. Люди поняли, что своей травлей отняли жизнь у человека.

День 3.
Аста
Автор: Серафима Орлова
Даже те, кто умеют исполнять желания, иногда не знают, чего хотят
Если в первые два дня мы общались на темы зависимости подростков от виртуального мира соцсетей, то третий день мы решили посвятить уходу в мир собственных снов, иллюзий и мистики. В ходе обсуждения через магический символизм пьесы нам удалось дойти до серьезных и важных проблем, таких как одиночество, желание понять, «чего я хочу на самом деле?» и даже эскапизм.
Модератор:
– Для начала хотелось бы понять, как взаимосвязаны основные герои. Есть ли здесь персонаж, которого можно выделить как главного?

Реплики из зала:
– Аста. Лена. Ее Мама и Папа, которые разводятся. Одноклассники Лены - Федькина, Катя.

Модератор:
– Родители Лены ее жестко контролируют. Что в ответ делает девочка?

Реплики из зала:
– Злится. Противоречит. Хочет, чтобы на ее мнение обратили внимание, дослушали и на вопрос ответили. Решает, что будет не такой, какой должна, а будет плохой.

Модератор:
– Какие поступки родители совершают?

Реплики из зала:
– Отец играет в компьютер. Мать выкидывает телевизор, потому что там все одно и то же, все друг на друга похожи.
Модератор:
– Что происходит между Леной и Астой?

Реплики из зала:
– Лена пытается выгнать Асту, потому что та мешает ей спать, потому что ее боится. Очень неприятно, когда ты спишь, а на тебя пялятся. Лена не видит смысла в Асте: она ей кекс принесла, а та взамен не хочет ей «домашку» делать. Лена не понимает, кто такая Аста и что она может сделать. Лена не понимает, чего сама хочет.

Модератор:
– Почему к детям приходят Аста, Мастер теней?

Реплики из зала:
– Потому что дети чего-то хотят. Обычно такое происходит, когда детям одиноко, они придумывают себе кого-либо и верят, что этот кто-то исполнит их желания.

Модератор:
– Что такое – Аста?

Реплики из зала:
– Корова, которая превратилась в человека. Какой-то черт, дьявол. Страх. Тот, кто способен выполнить желание. Аста сама не знает, чего хочет, кроме кекса. Т. е. она не просто божество, с ней тоже что-то не так. Да и все в произведении хотят, но не знают – чего.
Модератор:
– В пьесе звучит тема похожести: одинаковые люди, что в телевизоре, что в жизни. Про что еще в тексте постоянно повторяется?

Реплики из зала:
– У всех работа, порой бессмысленная, дурацкая, не приносящая радости. Все хотят одно и то же, Аста говорит: «А точно ли это твое желание?», тема про странную одинаковость. Все не знают, чего хотят, а вот капкейк все хотят (очередной абстрактный способ показать, что все хотят одинакового).

Модератор:
– Чего, на ваш взгляд, хочет Лена?

Реплики из зала:
– Чтобы родители не разводились. Чтобы Аста от нее отстала, не хочет, чтобы она за нее что-то сделала. Она не хочет думать о том, что она хочет.
Реплики из зала:
– Автор не говорит напрямую ни о чем, все сделано абстрактно, чтобы было можно думать, интерпретировать, искать смыслы.

– Если совсем пофилософствовать, то автор хотел показать, что люди настолько привыкли к обыденным вещам, что не хотят думать, не хотят меняться.

– Пьеса о том, что люди много чего хотят, но когда у них появляется шанс любое желание выполнить, то желания просто исчезают или начинают казаться ненужными, глупыми. Приходит понимание, что желаемого можно и самому достичь.

Модератор:
– Вы обратили внимание, что в начале и в конце пьесы появляется цунами?
Реплики из зала:
– Цунами как конечная точка, если что-то делать, то до этого момента, а после уже ничего не будет. Чтобы герои поняли, что они хотят. Я вижу цунами как символ разрушения, которое уничтожит все, и ты ничего с этим не поделаешь.

Модератор:
– Почему в конце пьесы Аста считает песчинки?

Реплики из зала:
– Возможно, потому что она захотела этого. Аста всю жизнь исполняла желания других, а теперь задумалась о своих. Желание найти свое желание. Она приходит к себе, настоящей. И история про путь к себе, настоящему.
День 4.
Никаких сомнений
Автор: Дарья Варденбург
Собрать вечеринку из незнакомых людей? Легко! Особенно с помощью соцсетей.
Для четвертого дня эксперимента была выбрана легкая и незамысловатая пьеса. Признаемся, что на этапе подготовки артистам не удалось разглядеть ее обаяния. Ситуация казалась надуманной, персонажи не яркими, конфликт не острым. Возникли серьезные опасения, как бы нам не растерять внимания наших экспертов. И они вновь нас удивили! Пьеса о стихийной вечеринке, организованной с помощью соцсетей, вызвала самые громкие аплодисменты и восклицания. Ребята заверили, что такая история легко может произойти с кем угодно. Пьеса «Никаких сомнений» оказалась фаворитом первых трех дней.
Модератор:
– Речь в пьесе идет о каком-то празднике. Давайте поговорим о героях, которые друг с другом незнакомы. С чем они туда приходят?

Реплики из зала:
– Им скучно, одиноко. Они нашли место, где можно поиграть. Кто-то пришел за компанию.

Модератор:
– Что они дальше делают?
Реплики из зала:
– Знакомятся. Взаимодействуют. Устраивают игру, пришли поиграть.
Героини пьесы – подружки или соседки Аня и Яна. Яна пришла к Ане, затеяла эту штуку с пряниками, проявила смекалку, инициативу, придумала сценарий. Зачем она это сделала?

Реплики из зала:
– Она хочет веселья. Это ее характеристика персональная – живая девочка, которой хочется фантазировать, придумывать.

– Яна никогда не сомневалась сама, а всегда сомневалась Аня за нее. Зеркальность существует: Аня, Яна. Как в фильме «Королевство кривых зеркал».
Модератор:
– Мы как читатели знакомимся с Аней, когда она спит. Может, автор неслучайно погрузил ее в это состояние?

Реплики из зала:
– Она как бы не живет. Есть тема отказа от жизни, от общения. Отсылка к нашей первой пьесе – «Кого я нашел в соцсети», там тоже показан мальчик, который сначала не хочет действовать самостоятельно.
Модераторы предложили ребятам почувствовать себя гостями подобной вечеринки. Эксперты отнеслись к этому с азартом. Были придуманы ники и занятия.
Сережа Маньяк
принес бы напитки
Аня Эстрада
устроила бы танцевальный батл
Вика Контемпорари
устроила бы танцевальный батл
Михаил Гэндзи
играл бы с детьми
Полина Поэт
играющая на маленькой лиловой гитарке; создала бы атмосферу теплой компании, сыграла на гитаре
Алиса Гимнастка
принесла бы пиццу, а там, как пойдет
День 5.
Ложки-липучки
Автор: Нурайна Сатпаева
О губительном влиянии экологии на жизнь и здоровье детей
Пятый день, и мы продолжаем двигаться вглубь нашего эксперимента. В совершенно непохожих, на первый взгляд, пьесах, мы обнаруживаем параллели. Замечаем, как по-разному драматурги рассказывают нам об одиночестве в социуме, о страхе прямого общения, о давлении стереотипов, об истинных желаниях и самоидентичности. Все более увлекательно разбираться в том, какие способы выбирает драматург, чтобы смысл его высказывания был точен и ясен. И снова за символами открылись серьезные, не оставляющими детей равнодушными, темы. Так, пьеса о плохой экологии и болезнях оказалась историей о противостоянии двух миров: взрослых и детей. В ходе обсуждения выяснилось, что многие ребята чувствуют себя участниками такого противостояния и далеко не всегда доверяют взрослым.
Модератор:
– Что вам удалось обнаружить в этой пьесе?

Алиса:
– Конфликт с обстоятельствами. С папой, друзьями, учительницей. Конфликт героини с самой собой.

Александр:
– Я больше увидел конфликт с высшими силами.

Модератор:
– В данном случае, под высшими силами имеется ввиду то, что крупнее человека, на что он не может воздействовать. Давление обстоятельств, верно? Ведь в пьесе мы видим действующий урановый завод. Выброс ядовитых веществ. Как результат – заболевание многих детей. А что с ребятами? Есть ли у них какой-то обостренный конфликт?

Реплики из зала:
– Нет.

Модератор:
– Какие отношения у героини Дары с папой?

Александр:
– Отец вспыльчив, остро реагирует, раздражается. Может, он холерик по темпераменту. Может, из-за смерти матери такой. Может, из-за завода, общей атмосферы. Сам с собой не может договориться.
Модератор:
– Какие отношения у учительницы Ругучки с детьми?

Реплики из зала:
– Она ругается, но ее реакция справедлива, потому что дети – хулиганы. Она помогла Даре. Она меняется в силу обстоятельств.

Модератор:
– Как себя проявляет отец Эльзы Мэр?

Реплики из зала:
– Он заботливый отец. Дает лекарства дочери, которых нет у Дары.

Модератор:
– Автор нам показывает мир взрослых. Как вы воспринимаете его?

Реплики из зала:
– Сначала как враждебный, лживый. А потом в нашем сознании он меняется.

Модератор:
– Почему?

– Мэр делает шаги, которые работают на пользу ребенку и в конечном итоге полезны городу. Он делает нравственный выбор. Завод закрывается.

– Ругучка проявляет доброту к Даре. Такой жест материнский.

Модератор:
– Это современная история? Так сегодня происходит?

Реплики из зала:
– Да.

Модератор:
– Актуальная и современная – есть разница между понятиями?
Реплики из зала:
– Актуальная – все время будет важно для всех или для кого-то конкретного. Современная – что происходит в данный момент, узнаваемая история.

Модератор:
– В этой пьесе присутствуют вещи, не привязанные к современности?

Реплики из зала:
– Школа. Учитель. Завод. Работа. Люди со своими проблемами. Болезнь. Возмущение (митинг, революция).

Модератор:
– Давайте разделим. Что в пьесе есть от современности, что от вневременных тем?

Реплики из зала:
– Вечные темы – люди со своими переживаниями, болезнь, экологические проблемы, диалоги (проблемы, конфликты), любовь, конфликт «дети – родители», символ «вера, надежда, любовь» (сцена с лебедем). Современность – заражение радиацией, завод.

Модератор:
– Ложки-липучки, которые в конце пьесы Дара привозит Эльзе, что это такое?

Реплики из зала:
– Память о детстве. О Ярике. О друзьях. О школе. Одновременно о самом страшном – болезни – и о самом дорогом – человеческих отношениях.
День 6.
Митина война
Автор: Вадим Климовский
Когда ты маленький, ты хочешь быть героем. А потом ты взрослеешь и понимаешь, что геройство — в простых вещах
Пьеса предпоследнего дня «Митина война» продолжила разговор о внешних и внутренних конфликтах, в которых сталкиваются мир взрослых и детей. Несмотря на то, что действие в ней разворачивается во время Великой Отечественной войны, она не воспринималась далеким прошлым. Проблема принятия своих первых важных решений (а также невозможности их принять, если взрослые не позволяют) существует и сегодня. Ребята отметили, что по сути, каждый подросток, как и Митя, находится на этой своеобразной «войне»: с окружающим миром, с обстоятельствами и с собой.

После окончания чтения в зале повисла тишина, и приступить к обсуждению удалось не сразу – она была наполнена глубокими размышлениями и эмоциональными переживаниями. Казалось, что если эту тишину нарушить, то уйдет что-то очень ценное. Воздействие пьесы было настолько глубоким, что она как будто перенесла всех присутствующих в свой мир. Обсуждение было самым долгим за неделю и длилось 1,5 часа.
Модератор:
– Большую часть времени перед нами – семья, причем полная. Почему они все нервничают?

Реплика из зала:
– Война идет. Место, где живут: полуподвал, трубы.

Модератор:
– Представьте это маленькое пространство – темный полуподвал, там много чего происходит. События удерживают наше зрительское внимание. Война – набор каких-то событий. Почему пьеса называется «Митина война»?

Реплики из зала:
– Семейный конфликт. Все нервничают, а мама больше всех, из-за того, что отец может погибнуть. Из реплик следует, что герои свое существование, свои отношения ощущают, как войну. Митя накидывается на всех: Нюру, Степанова, мать, бабушку.

– Экспансия его круга общения. В школе он был не так агрессивен. Потом возникает соседка, Степанов, он начинает более дико на всех реагировать. Все события развиваются через Митю, связаны с его реакцией. События его ранят, напрягают, из-за этого нарастает его агрессия.

– Война с обстоятельствами, принятие решения – уехать или остаться, как у сестры Мити Марты.

– У Мити война с собственными желаниями. Его желания противоречат не самому себе, а тем, с кем он находится, родителям, например.

– Митя – герой, который всех отражает. Какие-то черты берет от бабушки, какие-то – от сестры и т. д. А когда умирает отец, он стремится быть таким же, как он. Митя становится мужчиной.
– Митя себя считает виноватым. И все его считают виноватым.

Модератор:
– В нашем обсуждении мы обнаружили еще одну войну – между эвакуированными и местными. Глобальная война в частных отношениях дает понимание, что война не только с внешним врагом, вылезают внутренние проблемы – люди начинают друг друга провоцировать, драться за хлеб, конфликтовать. Через какие события развиваются герои?

Реплики из зала:

– Возвращение отца. Побег на фронт. Мама собирается печь печенье.

– Начало: Митя пришел из школы с фингалом. Финал: ощущение, что сейчас что-то откроется, что-то может произойти, что-то станет известно.

– Митя повзрослел. Сестра Марта фиксирует этот момент: «ты так вырос». Вроде и ребенок, но обстоятельства войны, тяжелый труд его заставляют меняться. Ссоры между сестрой и братом – это классика отношений. Но у Мити с Мартой нет острого конфликта.

Модератор:
– Митя все время стремился на войну. Почему он не уехал в конце?

Реплики из зала:
– После смерти отца он понял, что остался один мужчина в семье.

– В начале пьесы Митя понимал, что отец вернется, война закончится, он был ребенком, а потом повзрослел. Часть его – детская, другая часть – взрослая, он между этими состояниями разрывается.



– Митя понимает, что его помощь семье гораздо важнее, чем помощь на фронте.

– Когда отец гибнет, Митя понимает, что его тоже на войне могут убить. И если его убьют, то в семье вообще не останется мужчин. На его месте не будет никого. Место будет не заполнено.

– Его поступки называются детскими только потому, что его окружающие ребенком считают. Мы видим его взросление раньше, чем происходит финал. Митя меняется.

Модератор:
– Митина война – война любого растущего человека, у которого происходит вхождение в мир взрослых. Соотносите ли вы себя с этим героем?

Реплики из зала:
– История актуальная. Считаю, что в очень многих семьях детей, можно сказать, за людей не считают. Они не могут иметь личного мнения и высказывать его.

– В семье моего друга бабушка заявляет: делай то, что я тебе говорю. Делай так, потому что я старшая.

– Наш мир создан для взрослых, потому что его делают взрослые. Дети в этом практически не участвуют.
– Наш мир создан для взрослых, потому что его делают взрослые. Дети в этом практически не участвуют.
Алиса Казанцева
День 7.
Всем, кого касается
Автор: Дана Сидерос
Об интеграции в школу детей с физическими особенностями
Финальный день нашего эксперимента стал самым мощным среди всей недели. По мнению ребят в пьесе совпало всё: и адекватный ситуации язык, и персонажи, на которых хочется быть похожими, и понятный юмор. Ребята поделились, что когда каждый ощущает себя индивидуальностью, бывает очень сложно пойти на контакт с другим и по-настоящему услышать кого-то. И пьеса об этом: о праве каждого говорить и быть услышанным. А ещё о том, что примирение с миром взрослых возможно, если сделать шаг навстречу.
Михаил:
– Это про нас, про все, что происходит в школе. Современный язык. Очень остроумные реплики со стороны Семена. У нас в классе есть такой же клоун. И есть человек, который пытается угомонить этого клоуна.

Девочка:
– Мы со своими друзьями точно так же общаемся. Все понятно, все знакомо. Слушаешь и понимаешь эту обстановку, что персонажи хотят сказать, сделать.

Анастасия:
– Близкие, знакомые ситуации.

Модератор:
– В этой пьесе есть ситуации, которые касаются всех, которые заставляют героев так или иначе действовать. Давайте их выделим.
Реплики из зала:
– Когда Семен наглотался таблеток. Ситуация для класса, для всех. Они читают, что он написал, и по-разному реагируют.

– Когда случались пожары. Ситуация для директора, он отвечает за это, ищет решения.

– В класс пришли новенькие. Ситуация для детей – как реагировать.

Модератор:
– Есть важный момент. Мальчиков должны выгнать из школы. Учительница предлагает всем вести себя так же, как они. Класс проделал серьезный путь. Параллельно с историей класса идет история взрослых. Какие еще ситуации есть, влияющие на события?

Михаил:
– Сначала там кто-то покурил, бросил окурок на пластик. Он не горит, а дымится. Ядовитый дым.
Модератор:
– Если мы смотрим на это не как на реальную ситуацию, а как на художественное произведение. Что нам могут сказать пожары?

Реплики из зала:
– Эксперимент над нами. Отвлекающий маневр. Знак, сигнал для нас – предвестие какой-то опасности.

Модератор:
– «Дыма без огня не бывает». В художественной логике – где огонь?

Реплики из зала:
– Накалена обстановка в классе. Дым возникает тогда, когда в классе начинаются споры. Мир реагируют на это все. Катастрофы не случается, потому что они не настолько сильно ссорятся, спорят.
Артисты познакомили ребят со «словарем» пьесы, ребята разобрали жестовый язык, которым пользуются герои. Тут же возникло желание изобрести свой. После обсуждения модератор предложил театральному классу распределиться на команды, определить по пять понятий или предложений, которые кажутся важными для общения и придумать для них пластическое обозначение. Ребята с удовольствием сочиняли свой язык и демонстрировали изобретенные понятия.
Финал
Недельный марафон завершился с чувством большой благодарности друг к другу и пьесам. Мы попросили каждого из участников поделиться впечатлениями. Получился ли наш эксперимент? Судя по отзывам – да. Ребята не только дали эмоциональную оценку услышанным текстам, но иначе взглянули на литературу и искусство. Наши вводные беседы о театре, о законах драматургии, обсуждения поступков и характеров героев показали им, что театр - дело живое и вдохновляющее. Теперь кто-то мечтает заниматься в студии «Глобуса» и играть на сцене, кто-то пополнил группу волонтеров театра, кто-то написал картину, а несколько человек даже начали писать свою первую пьесу.
Модератор:
– Какие у вас были эмоции, ощущения в течение этой недели?

Реплики из зала:
– Я начала больше думать о смысле текста. До этого я просто читала текст и не особо задумывалась, воспринимала цепь событий.

– Интересно слушать, что люди пишут. Такое развлечение.

– Я не пожалела, что пришла. Я стала больше думать о смысле текста.

– Мне понравились читки, захотелось больше читать самой.

– Я не знаю, что во мне изменилось на читках пьес. Но я решила сама написать пьесу.

– В первый день было сложно воспринимать пьесу, потом легко. И мне понравилось очень. «Ложки-липучки» – про экологическую среду пьеса очень хорошая.
– Было интересно приходить и слушать новую пьесу. Я тоже начала писать пьесу.

– Я постоянно хочу ходить сюда и слушать пьесы. У меня в голове возникает собственная пьеса, которую бы я хотела написать. Еще я подумала по поводу дальнейшей жизни, т. е. кем ты будешь, какую профессию выберешь.

– Я слушала пьесы и перед собой рисовала картинки. Про озеро и лебедей, которые там плавают. Рисовала как бы другой мир.

– Мне было интересно узнать взгляд авторов на некоторые темы. Произошел диалог с автором.

– Мне очень понравилось слушать все эти пьесы. Как разворачиваются в них сюжеты, какие персонажи там. Какую они роль играют в пьесе. И после этого мне захотелось заниматься в «Глобусе».
– Я никогда раньше не слышал современных пьес, было очень интересно узнать, какие они. Современные слова в них.

– За эту неделю мы услышали много пьес, каждый день появляются какие-то новые воспоминания. Есть, о чем поговорить с друзьями, родителями и подумать.

– Мне понравилось, что мы слушали пьесы современности. В школе мы разбираем классические произведения. Интерес к современным текстам появился.

– Все пьесы интересные. Очень захотелось еще больше читать.

– Пьеса может быть посвящена чему угодно. Главное, ее правильно поставить.
Оценка привлекательности пьес для сверстников

После прочтения каждой пьесы ребята пытались понять, насколько этот текст будет популярным среди зрителей.
По результатам голосования участники признали пьесы «Кого я нашел в соцсети», «Никаких сомнений» и «Всем, кого касается» потенциально самыми востребованными среди зрителей их возраста.


Оценка личных предпочтений

Здесь ребята голосовали за пьесу, которая показалась им лично наиболее близкой и интересной.
Абсолютным личным фаворитом среди ребят стала пьеса «Всем, кого касается».
Послания драматургам
Каждый раз расшифровывая высказывания драматургов, мы фиксировали темы, о которых они с нами говорят через пьесу. И каждый раз мы просили ребят сообщать нам о том, что волнует лично их. Среди участников были те, кто захотел высказаться анонимно, просто написав свои размышления на листке бумаги. Получились настоящие «послания драматургам». Вот некоторые из них:
Я очень часто замечаю такие проблемы, как неравенство среди подростков. Неравенство из-за разных обстоятельств, в следствие чего происходит издевательство над одноклассниками. Такими обстоятельствами бывают, например, проблемы в семье ребенка, из-за чего он выглядит не как все и у него нет из-за этого успехов в учебе. Об этом нужно говорить.
участник лаборатории
У детей слишком часто стоит проблема стеснения, замкнутости, откуда вытекает проблема общения, трудности в понимании других и себя. Возможно, я хотел бы увидеть пьесу, в которой представлен мир, где люди по достижении какого-то возраста становятся полной противоположностью себя, учатся жить заново, радикально по-другому.
участник лаборатории
Попытка противостоять обществу. Один человек осознает то, что не видит общество и пытается указать на эту проблему. Но всегда один подвергается гонениям со стороны массы. Возможно, в этом есть отсылка к «Горе от ума». Само произведение может быть об общей деградации (загнивании) общества и попытке противостоять этому со стороны одного человека.
— участник лаборатории
Все эти семь дней мы делились друг с другом своими наблюдениями, переживаниями, страхами и сомнениями. Расставаться после этого было непросто, да и не хотелось! Поэтому мы решили поставить точку с запятой в наших встречах, которые теперь (надеемся, что временно) переместились в интернет.

В последний день всех ждала пицца, пироги, сертификаты об участии и присвоении звания «эксперта», радость и грусть, а еще трогательное «Спасибо за лучшие каникулы».
P.S.
А потом дети пришли домой и поделились своими впечатлениями с родителями. А родители – с нами.
Отзыв Вконтакте
Отзыв в Instagram
Театр «Глобус»

globus-nsk.ru

2018 г.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website